VII. Рубрика « Устойчивое потребление» или как стать грамотным покупателем

Какое блаженство, при виде рекламы,
Подумать, как много встречается хлама,
Который и вовсе не надобен мне.
Я тем, что имею, довольна вполне.
И сколько же я экономлю, ребятки,
Не покупая "Сорти" и прокладки!
Но только вопрос возникает резонный:
А где сэкономленные миллионы?

Устойчивое потребление (экологически дружественное потребление) – это производство и потребление, при котором производство, потребление и утилизация (включая упаковку) не наносит вреда здоровью людей и окружающей среде. Важной составляющей устойчивого потребления является весь производственный цикл – от добычи сырья до утилизации отходов, который не вредит природе.

Во многих европейских супермаркетах уже есть целые отделы, где выставлена продукция устойчивого потребления.

Что для этого могут сделать потребители? Повлиять на спрос. Не секрет, что спрос рождает предложение, поэтому, если покупатели начнут отдавать предпочтение экологически чистой продукции, то и производители начнут ее производить, а то, что спросом не пользуется, - снимут с производства. На наш покупательский выбор влияют многие факторы, включая наш возраст и состояние здоровья, место проживания, доходы и благосостояние, социальные убеждения и даже наше настроение.

По оценкам экспертов, в мире сегмент рынка экологически чистой продукции ежегодно увеличивается на 20%. Как органическая, так и экологически безопасная продукция пользуются за рубежом спросом среди покупателей среднего достатка. Этому не мешает, что разница в цене между такой продукцией и привычными продуктами может достигать 20-30%.

Устойчивое потребление требует от нас считаться не только с нашими запросами, но и ответить на вопросы, прежде, чем сделаем покупку например:

  • Действительно ли мне это необходимо?
  • Где произведен данный товар, и при каких обстоятельствах?
  • Как производилась его транспортировка и доставка?
  • Будет ли он при использовании загрязнять окружающую среду?
  • Каков упаковочный материал?
  • Как можно утилизировать упаковку и товар, когда он выйдет из строя?

Какое блаженство с базара ползти
И в сумке банан обалденный нести.
Недаром повсюду врачи утверждают,
Что нам настроенье банан поднимает.
Как счастливо в джунглях живут обезьяны!
А все потому, что съедают бананы.
Но ведь обезьяны живут не одни,
А нежатся в теплых объятьях родни.
В отличье от них, я – одна постоянно,
И даже сегодня – в обнимку с бананом.
Блаженство? Какое? Подумайте, братцы!
А строчки придумала, чтоб посмеяться.

Полезные советы:

  • Покупайте вещи, которые действительно вам нужны. Тогда товары не будут производиться в избыточном количестве. В результате этого снизится негативное влияние на природу при их производстве и уменьшится количество отходов.
  • Приобретайте товары, при использовании которых наносится меньший вред окружающей среде, например, энергосберегающее оборудование. Целесообразно покупать бытовые электпроприборы с экономичным энергопотреблением, покупать качественные товары, которые служат дольше.
  • Возможность вторичного использования самого изделия и его упаковки - тоже важный фактор покупательского выбора.
  • Старайтесь покупать безопасные для человека продукты и товары, не содержащие опасных синтетических и натуральных добавок. Особенно обращайте внимание на соблюдение срока годности продуктов.
  • Выбирайте товары в упаковке, разлагающейся в окружающей среде, либо в упаковке, которую можно переработать.
  • Покупайте соль, сахар, муку, печенье в бумажной упаковке, напитки, кетчупы и другие продукты - в таре из стекла.
  • Используйте серую туалетную бумагу, неотбеленную и неокрашенную.


Экологическая маркировка – выбор в пользу окружающей среды.

Экологическая маркировка – это один из знаков, который можно найти на упаковке товаров. Его может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции.

Различаются два уровня экомаркировки. К первому относится система маркировки, оценивающая качество готового продукта, его натуральность, безопасность, отсутствие вредных добавок, ГМО. Примером может служить уже известный белорусскому покупатель знак «Натуральный продукт».

Ко второму уровню относится система маркировки, прослеживающая весь жизненный цикл продукции. Оцениваются все этапы производства товара: от получения сырья, процесса производства до утилизации товара после его использования, а также утилизация упаковочного материала. Необходим также экологический аудит компании, который осуществляет независимая организация, заслуживающая доверия потребителя. Примером экомаркировки такого уровня являются знаки «Листок жизни, «Цветок Евросоюза», «Севергый лебедь», «Экологический выбор».


Экомаркировка "Голубой Ангел"
Первая страна в Европе и мире, начавшая использовать экологическую маркировку – Федеративная Республика Германия, в1977 году. Этот знак называется «Голубым ангелом». Она присуждается продуктам, у которых экологические показатели значительно лучше других. Например, знак «Голубой ангел» ставится если:

  • бутылку можно использовать повторно;
  • происходит экономия тепла (при отоплении);
  • холодильник энергосберегающий и свободен от фреона;
  • низкое содержание формальдегида (например, древесные материалы);
  • уборка производится без применения химических веществ.


В Скандинавских странах (Дания, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция) зарегистрирована официальная экомаркировка "Скандинавский Лебедь". С 1999 года она дает гарантию, что товар или услуга удовлетворяет чрезвычайно высоким экологическим стандартам.


Экологическое сельское хозяйство. Этим знаком маркируются, экологически произведенные сельскохозяйственные продукты:

  • они выращены без применения химических удобрений, пестицидов, гербицидов;
  • в почву вносятся органические удобрения;
  • животные содержаться в хороших условиях.

"Эко-Текс Стандарт 100" - всемирно известная экологическая маркировка текстильных изделий, прошедших проверку на содержание вредных веществ. Они гарантируют, что текстильное изделие не содержит веществ, вредящих здоровью человека.


FSC - Forest Stewardship Council – маркировка присваивается Лесным попечительским советом, координационный центр которого находится в Бонне. Знак гарантирует, что минимум 30% используемой в производстве бумаги древесины получены из лесов, управление которыми проводится в соответствии с требованиями устойчивого развития.


Знак "EnergyStar" свидетельствует о том, что бытовые электроприборы: холодильники, телевизоры, мониторы, кондиционеры, аккумуляторы, различное офисное оборудование являются эффективными и экономят энергию.


Знаки, обозначающие отсутствие при производстве и утилизации упаковки CO2.

Маркировка упаковочных материалов

"DER GRÜNE PUNKT" (Зелёный пункт). С 1990 года ставится на упаковочных материалах, и означает, что компания производитель даёт гарантию приёма и вторичной переработки маркированного упаковочного материала. Используется в Германии, Франции, Бельгии, Ирландии, Люксембурге, Австрии, Испании и Португалии и ряде других стран.


Треугольник из трех стрелок – «Петля Мебиуса», означает, что материал, из которого изготовлена упаковка, может быть переработан, и/или упаковка частично или полностью изготовлена из вторичного сырья.


Знак перерабатываемого пластика. Этот знак ставится на всех видах полимерных упаковок. Пластиковая упаковка подразделяется на 7 видов пластмасс, для каждого из них существуют свой цифровой символ, который производители наносят с целью информирования о типе материала, возможностях его переработки и для упрощения процедуры сортировки перед отправкой пластмассы на переработку и вторичное использование. Цифра, обозначающая тип пластмассы расположена внутри треугольника. Под треугольником буквенная аббревиатура, обозначающая тип пластика.


Лучше приобретать товары с надписями 1(PETE), 2 (HDPE) и 4(LDPE), так как они относительно безвредны и хорошо поддаются переработке. Следует избегать товаров с надписью 3(V), поскольку именно этот пластик - поливинилхлорид практически не поддается переработке и содержащейся в нем канцероген винилхлорид обладает способностью проникать в продукты питания, а затем и в организм человека. Кроме того, для производства ПВХ используется множества добавок, которые весьма токсичны для человека: фталаты, тяжелые металлы и т.д. И еще, процесс производства, использования и утилизации ПВХ сопровождается образованием большого количества диоксинов (самых опасных ядов) и других крайне токсичных химических веществ. Некоторые производители маркируют ПВХ продукцию аббревиатурой PVC или Vinyl. К сожалению, товары из пластика не всегда маркируются. ПВХ можно отличить по ряду признаков: при сгибании упаковки на линии сгиба появляется белая полоса; бутылки из ПВХ имеют синеватый или голубой цвет; на донышке бутылки присутствует шов с двумя симметричными наплывами. Существуют и другие знаки для разных видов упаковочных материалов, изделий из бумаги или картона, которые могут быть либо произведены из вторсырья, либо подвергнуты вторичной переработке (в определённых случаях - в рамках специальных программ).


В гипермаркетах Минска появились первые биопакеты белорусских производителей, период разложения которых в окружающей среде составляет от 5месяцев до 3 лет.


Какое блаженство судьба мне дала –
Я сумку забыла и после нашла!
Ее я забыла на улице шумной
И дальше в трамвае еду бездумно.
Хватилась, вернулась и – чудо бывает –
Мне девушка сумку мою возвращает!
Сегодня не только потерю нашла –
Я заново веру в людей обрела!
На тысячу добрых – мерзавец один.
Жить можно, и я дожила до седин.
На сумку бросаю счастливые взгляды,
И прочих блаженств мне сегодня не надо.
А если бы сумочку не потеряла,
С какой бы я стати блаженствовать стала?


Вернуться к содержанию